Из прошлаго.
Исторические материалы Лейб-Гвардии Семёновскаго полка.
ЕВГРАФ ПЕТРОВИЧ ЧЕМЕСОВ[1].
Сын небогатаго дворянина, владельца 100 душ в Новгородской губернии, Евграф Петрович Чемесов, родился в 1737 году.
29 января 1753 года он, вместе с братом своим Ефимом Петровичем, «написан» из недорослей лейб-гвардии в Семеновский полк солдатом и 12 Декабря того же года Именным Ея Императорскаго Величества указом пожалован в капралы. 20 Сентября 1755 года произведен в подпрапорщики, 25 Апреля 1759 года — в каптенармусы и в том же году, 1 Июля, «выпущен» в армейские полки поручиком[2].
Евграф Петрович ЧЕМЕСОВ.
С гравюры Е. Чемесова.
Музей полка.
Чемесов отлично рисовал пером и всего более с гравюр Вагнера. Художник-самоучка был замечен И. И. Шуваловым, вытребован из полка в Академию Художеств и с 17 Марта 1759 года помещен в класс знаменитаго гравера Шмидта, где принялся за работу с таким прилежанием что в короткое время приобрел горловую чахотку; покровитель его Шувалов, брал его на лето на свою дачу, но здоровье гравера не могло уже поправиться. Несмотря на это, Чемесов, в первый же год своего ученья, награвировал мастерски портрет Петра I-го, с оригинала Натье, а в 1760 г. необыкновенно талантливую вещицу крошечный портрет И. И. Шувалова. Затем исполнены им, в 1761 г.: профиль барона Строганова и два портрета Императрицы Елизаветы Петровны, — один, побольше, с оригинала Токке, другой в черной мантилье, с оригинала Ротари[3]. За это последнее мастерское произведение, собрание Академии, 12 Января 1762 г., удостоило Чемесова звания Академика. В 1762 году Чемесов окончил профильный портрет Екатерины II, с Ротари. В этом же году кончился срок контракту Шмидта; осенью он выехал из России, а вслед за тем Чемесову поручено было, вместе с гравером Тейхером, обучать 12 учеников гравернаго класса «гравированию Св. Истории, портретов, ландшафтов и архитектурных проспектов». Надзор за учениками и печатным станком возложен в то же время на одного Чемесова; жалованье назначено было ему Шуваловым, в Августе 1762 года, 600 рублей, а вслед за тем прибавлено еще 200 рублей. В 1763 году окончен Чемесовым неудачный портрет Вел. Кн. Павла Петровича, который вышел 20-ю годами старше оригинала, почему и остался не изданным, а Чемесов за труд свой не получил никакой награды. В 1764 году изданы Чемесовым два профиля: Г. Г. Орлова (в Январе)[4] и Миниха (в Июле), оба с рисунков Девелли, и портрет перваго русскаго актера Ф. Г. Волкова (в Марте), а в 1765 году портрет И. Г. Орлова. В делах Академии нет сведений о времени издания остальных работ Чемесова, — портретов Г. Г. Орлова и Гр. Сиверса, с оригиналов Ротари, и профиля Чемесова, с рисунка Девелли; первый сделан под сильным влиянием Шмидта и вероятно при его помощи (в 1762 году); второй, судя по приемам, выполнен одновременно с портретом Ив. Г. Орлова (в 1765 году); последний, самое грациозное и талантливое произведение мастера, был, кажется, его предсмертною работою[5]. В последние два года (1764 и 1765) Чемесову пришлось испытать не мало неприятностей; покровителя его, И. И. Шувалова, человека добраго, искренняго, и настоящаго любителя художеств, заменил сухой и придирчивый Бецкой. Начались мелкия привязки к Чемесову за несоблюдение разных формальностей; но более всего подействовало на Чемесова пренебрежение, оказанное ему новою Академией: в 1764 году, когда была утверждена эта, так называемая, большая Академия Художеств, директорами ея были назначены Жилет, Ла-Мотт и Торелли, а Чемесов пропущен вовсе. Это так оскорбило его, что он тогда же, 7 Января 1765 г., подал просьбу об увольнении его из Академии, при чем представил в Совет 14 гравированных им досок, с отпечатками с них, предлагая купить их у него за 250 рублей. Отставка дана ему необыкновенно скоро, — тем же 7-м Января, при чем о досках его ничего не упомянуто. Раздраженный Чемесов написал 2-го Февраля конференц-секретарю Салтыкову: «Ежели Академия почитает 250 руб. в большое мне пожалование за мои поднесенные доски и эстампы, то я не почитаю себе за великое оными досками и эстампами Академию подарить, и вас, государь мой, прошу оныя слова объявить господам членам». Обидейшиеся дерзновенным письмом его члены решили (7 Марта) выдать ему за 13 досок требуемые им 250 руб., а 14-ю, с портретом Чемесова, возвратить ему обратно, вместе с отпечатками с оной. По выходе из Академии, Чемесов перечислился на службу, с чином коллежскаго асессора, в Кабинет, под начальство своего покровителя, графа Сиверса. Он умер 30 Августа 1765 года от горловой чахотки, и погребен на кладбище Невскаго монастыря.
Штелин говорит, что Чемесову дан был титул придворнаго гравера и пенсион.
ПРИМЕЧАНИЯ
[1] Розинский. Подр. Словарь русских граверов, т. II, Спб. 1895, столб 1117—1120.
[2] Архив полка. Послужные списки соответствующих годов.
[3] См. портрет в этой книге.
[4] См. портрет на стр. 161.
[5] См. портрет на этой странице.
Из прошлаго. Исторические материалы Лейб-Гвардии Семёновскаго полка.
Публикуется по изданию: Из прошлаго. Исторические материалы Лейб-Гвардии Семёновскаго полка. Санкт-Петербург, Товарищество Р. Голике и А. Вильборг, 1911. Оцифровка текста, html-вёрстка - Тимур Белов, 2014. При использовании текста ссылка на эту страницу обязательна.