Карцов П.П. История лейб-гвардии Семёновского полка 1683-1854.

Северная война

Глава II. 1704 — 1706.

1704 год. — Предполагаемый поход в Корелию; движение к Нарве. — Особое участие Семеновского полка в деле 8-го июня. — Взятие Дерпта. — Нарвский приступ. — 1705 год. — Поход из Москвы чрез Полоцк и Вильно к Митаве. — Осада Замка. — Движение к Гродно.

Предполагаемый поход в Корелию; движение к Нарве. Карта № 1.


Менее трех месяцев простоял Семеновский полк в Москве. 17-го Февраля он выступил из нее, а 19 марта находился уже опять В Петербурге, и, подобно прошлой осени, употребляем был для крепостных работ, пока не получил приказания сесть на суда и идти вверх по Неве к Шлюссельбургу. Целью этого предполагалось покорение Корелии. Но не успели еще дойти Семеновцы до р. Ижоры, как приказано было вернуться назад, и идти к Нарве[1].

Особое участие Семеновского полка в деле 8-го июня.

Непредвиденное обстоятельство доставило Семеновскому полку случай принять особенное участие при покорении Нарвы. Из перехваченного на аванпостах письма Государь узнал, что комендант ожидает подкреплений со стороны Ревеля, и употребил военную хитрость. Он приказал Семеновскому полку выступить по ревельской дороге и остановиться у деревни С. Петерс, верстах в десяти от лагеря; а начальник лагеря, Репнин, должен был принять Семеновцев за авангард Шлиппенбаха и идти против них, оставив за собою засаду. Чрез это Петр хотел выманить гарнизон из крепости, разбить его, и таким образом обессилить оборону. Семеновцы, имея синие епанчи, действительно могли казаться за Шведов. 8-го июня, рано утром, прибыл Государь с Ингерманландским и 2-мя драгунскими полками в деревню Петерс, принял стоявший там Семеновский полк под личное свое начальство, и повел его к Нарве. В виду крепости приказано сделать два условные выстрела; с вала отвечали тем же. Тогда Репнин, с частию своего отряда, выступил навстречу мнимой помощи. Началась перестрелка, скоро превратившаяся в страшную канонаду: наши не жалели пороха. Лагерные войска умышленно пришли в замешательство. Вполне убежденный, что настал час освобождения, и видя, что синие ряды мнимого авангарда теснят Репнина, комендант Горн выслал из Нарвы 2 эскадрона кавалерии и 800 человек пехоты, под начальством полковника Моркварта. Думая встретить Шведов, отряд этот попался прямо в руки Семеновцев. Штыки их с фронта и сабли драгун с тыла, из засады, уничтожили неприятеля[2]. Только высланная Моркварту помощь успела уйти в крепость, и то с большею потерею, потому что Репнин преследовал ее вплоть до контр эскарпа (Приложение 5).

Взятие Дерпта.

Во время осады Нарвы происходило взятие Дерпта. При отъезде туда Государю угодно было взять с собою несколько чинов гвардии, в числе которых были Семеновского полка: майор Гаст, капитан Вестов и прапорщики — Шепелев и Чулков; из них Гаст убит при осаде, а Вестов и Чулков произведены за отличие в следующие чины.

Нарвский приступ.


Осада Нарвы продолжалась до 9-го августа. В день Спасова Преображения, в то время, когда Государь слушал Литургию в походной своей церкви, донесли ему, что сделанная в крепости брешь засыпала ров. Тотчас приказано было усилить пальбу и готовиться к приступу. 9-го августа, весь отряд из лагеря придвинулся к батареям, и в два часа начался приступ. Семеновский полк, под начальством бывшего своего командира, генерал-майора Чамберса, направлен был против бастиона Гонор. Со всех сторон атака производилась с одинаковым мужеством. Несмотря на жестокое сопротивление, на взрыв мины и скатывание штурмовых бочек, через три четверти часа колонна Чамберса была уже на валу и бастион Гонор пал первый. В пылу битвы солдаты разгорячились до того, что преследовали Шведов по улицам города, и не слышали давно уже просимой ими пощады. Прибытие Государя остановило кровопролитие. 15-го августа, в день Успения Богородицы, в храме, обращенном из иноверческого в православный, благодарили Господа за победу; а на другой день Он даровал нам другую — сдался Иван-город.
В награду за оказанное при взятии Нарвы мужество Его Величеству угодно было отличать Семеновский полк в лице начальствовавшего им во время штурма генерал-майора Чамберса, на которого Государь собственноручно возложил орден Св. Андрея Первозванного[3].
В деле 8 июня и при взятии Нарвы, потеря Семеновского полка была следующая:

Убито:
обер офицеров — 1[4]
нижних чинов — 20
Ранено:
обер офицеров — 1
нижних чинов —57

От Нарвы Семеновский полк отправлен был, через Псков и Новгород, на зимовку в Москву.

Поход из Москвы чрез Полоцк и Вильно к Митаве. Карта №3.


До сих пор, как видно из вышеописанного, Семеновский полк ежегодно возвращался на зиму в Москву. Теперь же обстоятельства перенесли военные действия в отдаленные пределы государства, и полк оставил Москву надолго, выступив из нее 18 Февраля в трех-батальонном составе, в числе 34 штаб и обер офицеров и 2197 нижних чинов[5]. К началу июня пришел он в Полоцк. Оттуда, в отряде генерал-лейтенанта Чамберса, и в составе армии фельдмаршала Шереметева, отправился в Вильно с тем, чтобы потом действовать против Левенгаупта, находившегося в окрестностях Митавы. Прибыв в Вильно, Семеновцы вместе с Преображенцами были там остановлены, и ожидали Государя, который приехал туда 15-го июля.
Неудачное дело Шереметева у Гемауерсгофа заставило Петра выступить с гвардиею из Вильно. 6-го августа Семеновский полк прибыл в Биржу, а 10-го соединился с разбитым отрядом Шереметева.

Осада митавского замка.

Досадуя на отступление Левенгаупта к Риге, Государь взял под начальство свое всю кавалерию и поспешил к Митаве, а князю Репнину, с пехотою, приказал следовать за собою. В следствие этого Семеновский полк пришел к Митаве днем позже кавалерии и введен в город, тогда как кавалерия заняла предместья. Вместо отдыха после продолжительного похода, тотчас же начали готовиться к осаде митавского замка[6].
Не имея столько артиллерии, сколько нужно было для правильной осады, Государь возложил успех дела на храбрость полков своих и в особенности на бывших в голове их гвардейцев, которых выдвинул вперед, и расположил почти на гласисе, На другой день предположено произвести приступ. Но Шведы вылазкою предупредили нас. Открыв ужасный огонь из укреплений, с двух сторон бросились они на закладываемые апроши, вытеснили из них и принудили к отступлению полки наши.
Впрочем, полки отступали тихо, в порядке, и, дорого отдавая каждый шаг свой, доказали неприятелю, что он имеет дело не с Нарвским отрядом 1700 года. Русские отошли уже к мосту, как вдруг три гвардейские роты, в числе которых одна была Семеновская, появились на фланге. С одними шпагами бросились гвардейцы на Шведов, оттеснили их на гласис и заняли снова траншеи[7]. Особенно отличился при этом полковник князь М. М. Голицын, который и произведен за то в бригадиры.
К 1-му сентября батареи были готовы. Роты Семеновского полка, поочередно с другими, содержали в них караулы, и более или менее подвергались опасности. Особенно пострадала 1-я рота, бывшая в карауле 4-го сентября, в один день потерявшая 9 человек убитыми и 27 ранеными. 5-го сентября замок сдался.

Движение к Гродно.

Между тем, во время успеха русских в Курляндии и Лифляидии, саксонские войска везде, где только сходились с Шведами, претерпевали поражение. Желая поправить неудачи Саксонцев, Государь приказал бывшим в Митаве войскам идти в Гродно. 12-го сентября выступил туда Семеновский полк, и следовал через Кейданы и Ковно. В последнем городе получено приказание спешить сколько можно. Переходы значительно усилены; отстающих сажали верхом на обывательских лошадей: Фронт принимал вид полукавалерийский. Обозы отставали; заготовленный в Ковно провиант неуспели испечь в сухари. Командующий полком, майор Кампен, согласуясь с видами Государя, строго наблюдал, чтобы ничего не брали у обывателей безденежно; даже за хлеб платили пока было возможно, несмотря на то, что в полковой казне оставалось всего 1200 рублей, которых не доставало на жалованье за наступающую треть и половине полка. Приказано было: «взять из большой казны и из иных в заем для добавки и учинить поскорее»[8]. Но пока написали в Москву, а оттуда отправили казну медными деньгами, на большом числе подвод, — наступила осенняя распутница. Солдаты были в самом стесненном положении, и, перенося недостатки всякого рода, шли к месту своего назначения в Гродно. Переходы делались верст по 45 и более, без дневок. Неоднократно перегоняя полк, Государь лично видел сколько затруднялось движение его от беспорядочного устройства обозов. Каждый солдат, имевший какое-нибудь состояние (а таких было весьма много), шел при своей повозке и заботился о ней больше, нежели о том, чтобы не отставать от своей части. 2-го октября Семеновский полк вступил в Гродно и расположился по окрестностям его на зимние квартиры.



ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Государь узнал в это время о приближении к Нарве с моря адмирала Депрау и от Ревеля генерала Шлиппенбаха, почему и спешил вернуть войска назначенные для похода в Корелию, чтобы обеспечить Петербург со стороны Эстляндии.
[2] Журнал Петра Великого и Марсова книга, стр. 34 и 38.
[3] Первый командир Семеновского полка, Чамберс, был шестым Андреевским кавалером в России.
[4] Убит подпоручик Андрей Вицентьев; ранен поручик Иосиф Монастырев.
[5] Остальные чины полка оставлены были в Москве, или состояли в командировках. Послужной список 1705 года №7.
[6] Собственно в Семеновском полку приготовления эти состояли в том, что каждый батальон должен был сделать 200 туров и 600 фашин.
[7] В этом деле ранен в Семеновском полку командир роты капитан князь Василий Долгоруков. Нижних чинов убито 5 и ранено 55.
[8] Письмо Государя к Шереметеву от 25-го сентября.


История лейб-гвардии Семёновского полка 1683-1854. Часть I. Царствование Императора Петра Великого. 1683-1725.

Публикуется по изданию: История лейб-гвардии Семеновского полка 1683-1854. Часть первая. Царствование Императора Петра Великого. 1683-1725. Составил Лейб-Гвардии Семеновского полка штабс-капитан Карцов. - СПб, в типографии Штаба Военно-Учебных Заведений, 1852. Электронная версия взята с сайта adjutant.ru.