Карцов П.П. История лейб-гвардии Семёновского полка 1683-1854.

Внутренние учреждения

Обмундирование полка

Материальная часть и производство обмундирования. — Описание форм одежды всех чинов полка. — Ценность и сроки обмундирования.

Материальная часть и производство обмундирования.

В истории Семеновской потешной роты сказали мы, что она была одета по образцу европейских войск того времени, и что подробного описания ее одежды нет. Перейдя в состав полка, рота эта передала ему и свою форму, в которой он оставался до 1700 года. С этого времени форма одежды Семеновского полка может быть описана подробно, благодаря трудам одного из современных исследователей военных древностей России[1].
В первое время полк отличался от других цветом своей одежды как это видно из описания торжественных вступлений в Москву русских войск после азовского похода, также по взятии Шлюссельбурга и Нарвы[2]. Сукно, бывшее главным материалом для одежды, привозили из за границы, по распоряжению князя Ромодановского, а впоследствии, — по подрядам полка, заключавшего условия с иностранными корреспондентами в Петербурге. С тех пор, как полку предоставлено самому приобретать материалы для обмундирования, всегда обращали строгое внимание на то, чтобы они сходны были с утвержденными образцами[3].
Как производилось обмундирование во время походов, упомянуто в описании военных действий. Были ли положены сроки для одежды, нигде не указано. Впрочем если и были, то не всегда строго соблюдались; доказательством тому служит письмо Государя к Ромодановскому в апреле 1709 года[4]. По окончании кампаний обмундирование стало производиться правильно. Одежду заготовляли не по меркам на каждого человека, а по разрядам: на рост большой, средний и малый. Прежде нежели приступали к кройке, делали образцовое обмундирование на каждый рост, и представляли на утверждение полковым штабам, а иногда и Государю. Потом собирали из рот портных, а в случае недостатка, требовали их чрез Военную Коллегию из других полков, и устраивали швальню в одном из обывательских домов, или делали для этого на больших дворах, занятых полковым постоем, мазанка. Теперь трудно представить, с какою быстротою производилась тогда постройка одежды. В 1721 году начали обмундировывать полк 1-го марта, а к святой неделе (9 апреля) было уже готово 220 камзолов и кафтанов[5]. Тем более невозможным кажется это, что форма одежды требовала много работы, как увидим из самого ее описания.
Несмотря на то, что полк принимал производство обмундирования на себя, роты должны были следить за работою и отвечать за исправность и форму одежды. Это было причиною, что с 1719 года принято обмундировывать полк по-ротно, отпуская материал по раскладке; кройка же и шитье производились в ротах.
С точностью нельзя определить в какую сумму обходилось обмундирование полка, потому что числительность его изменялась. Основываясь на том, что в 1708 году для постройки мундиров на походное списочное состояние полка, отпущено было 20 тысяч рублей (Приложение 42), можно полагать вообще, что обмундировать полк каждый раз стоило не менее 25,000 руб. Были впрочем случаи, что обмундирование ничего не стоило казне. Например в 1704 году Государь приказал думному дьяку Украйнцову, в наказание, обмундировать весь Семеновский полк на свой счет.
Одежда Семеновского полка при формировании его состояла в следующем:

1) Кафтан — верхнее платье, просторное и длинное, почти до колен, похожее на нынешний офицерский сюртук, за исключением стоячего воротника.
2) Камзол — или поддевка без рукавов, почти равная кафтану.
3) Штаны, обыкновенного покроя, доходившие только до подколенной подвязки.
4) Башмаки, большею частию тупоносые, надевавшиеся на чулки, которые доходили до колена.
5) Галстук, шейный платок темного цвета.
6) Перчатки, сделанные из кожи или лосины.
7) Шляпа, пуховая или шерстяная, черная, с большими поднятыми с трех сторон полями.
8) Епанча, короткий плащ без рукавов, надевавшийся в ненастное время сверх кафтана.

Описание форм одежды всех чинов полка.

По возвращении из чужих краев, Государь несколько изменил форму одежды своей Гвардии. При выступлении под Нарву, в 1704 году, чины Семеновского полка имели на себе:
Кафтан синего (василькового) цвета, общего европейского покроя, (без воротника, замененного узкою обшивкою) с рукавами, оканчивавшимися на 1/2 вершка выше кисти, и обшлагом, с одной стороны разрезанным. По обоим бокам и сзади шли разрезы, в двух местах сшитые; возле боковых разрезов на полах были частые складки, а на заднем — находились для украшения петли. Напереди, ниже пояса, по разрезам, — карманы с клапанами, срезанными пятью зубцами. Подкладка кафтана каразейная, красная. По борту — петли от 12 до 16 (Приложение 43), смотря по росту человека; кроме того на боковых разрезах по 2 пуговицы, и по 4 на обшлагах рукавов и на клапанах карманов. Пуговицы все медные, конусообразные, выдутые. Гарусный шнурок синего цвета нашит на левом плече для поддержания перевязи; он застегивался на суконную пуговицу, пришитую к заменявшей воротник обшивке. Зависело от произвола каждого иметь кафтан отстегнутым, или застегнутым. (Рисунок № 1-й и № 3-й.)
Камзол был преимущественно красный, но иногда и другого цвета, что зависело от привоза заграничных сукон. Покрой камзола совершенно одинаков с кафтаном, только несколько теснее и тремя вершками короче его; пуговицы камзола тоже металлические, но меньшей величины. (Рисунок № 1-й.)
Штаны также делались по большой части красные, с небольшими медными пуговицами на боках, длиною на 3 вершка ниже колен. (Рисунок № 1-й и № 8-й.)
Галстук, из черного триппа; длинные концы его завязывались бантом и спускались по груди. (Рисунок № 11-й.)
Башмаки, тупоносые, кожаные, на толстой подошве, с металлическою пряжкою, которая прикрывалась клапаном. Ой надевались сверх чулок темного цвета, подвязанных у колена под штаны. Во время похода, вместо башмаков, надевали большие сапоги с раструбами до колена. (Рисунок № 11-й.) С 1707 года и по 1711 год носили сапоги, драгунской формы, со шпорами. (Рисунок № 10-й.)
Епанча, из синего сукна с двумя воротниками. Один имел от двух до трех вершков ширины, и обыкновенно откладывался у шеи; другой висячий, в роде капюшона, в 8 вершков длиною. Епанча застегивалась у шеи медным крючком и такою же петлею. (Рисунок № 2-й.)
Перчатки не всегда отпускаемы были в полк, и делались то с крагами в роде нынешних кирасирских, то обыкновенные. В 1712 году они вовсе уничтожены.
Шляпа треугольная, черная, шерстяная, с тульею в 3 вершка вышины; поля ее обшивались тесьмою и по краям белым гарусным шнуром, подле которого клали такой же галун полувершковой ширины. На левой стороне пришивалась медная пуговица. Волос не стригли и зачесывали их назад, к затылку. (Рисунок № 3-й.)
Начальственные лица, как высшие так и низшие, имели платье одинакового покроя с солдатами. (Рисунок № 3-й и № 4-й.)
Для отличия от рядовых, унтер-офицеры имели на обшлагах и вокруг шляпы золотой галун, в 1/2 вершка шириною; а у офицеров галун был на кафтанах и камзолах, по обороту, по краю обшлагов, карманных клапанов, у боковых разрезов штанов и по полям шляпы. Пуговицы у них были вызолочены; на шляпах носили плюмаж из красных и белых перьев, в парадном строю — большие напудренные парики[6].
Галстуки офицеров были белые, полотняные. Что же касается до перчаток, то они были постоянною принадлежностью офицерского обмундирования, и делались с небольшими раструбами. (Рисунок № 4-й и № 9-й.)
Так одеты были мушкетеры. У гренадер одежда была совершенно одинаковая с ними, с тою только разницею, что вместо шляп имели они черную кожаную шапку с страусовым пером. Форма этой шапки следующая: тулья кожаная, похожа на теперешнюю каску; спереди поднятый налобник в 4 вершка длиною, а сзади отпущенный затыльник, в 3 вершка. К задней части тульи прикреплялась медная бляха, с вензелем Государя; под нее втыкалось страусовое перо белого или красного цвета, таким образом, что наклонясь к налобнику, оно касалось наложенной на него медной бляхи, с изображением двуглавого орла[7]. (Рисунок № 5-й и № 9-й.). Такая же шапка, только с золотым шитьем вокруг тульи и налобника, отличала офицеров гренадерской роты от других. (Рисунок № 9-й.)
Обмундирование пикинеров не имело никакого отличия от фузелеров; отличие их заключалось в вооружении. (Рисунок № 6-й.).
Барабанщики и гобоисты имели платье одного покроя с рядовыми, от которых отличались только тем, что по бортам и по краям обшлагов и клапанов, носили узкий трехцветный галун, состоявший из полос — белой, синей и красной. Первые, сверх того, имели на правом плече обшитую таким же галуном накладку, для предохранения от трения перевязью. (Рисунок № 7-й.).
Нестроевые чины полка, за исключением денщиков и извощиков, которые не имели определенной формы, носили одинаковое с строевыми обмундирование.
В описанном виде обмундирование всех чинов полка оставалось до 1719 года. Учрежденная тогда Военная Коллегия, издавая новые правила, сделала следующие, незначительные впрочем перемены.
Всем нижним чинам положено иметь кафтан, камзол и штаны темно-зеленые. Полковой цвет сохранился только на воротниках кафтана и епанчи. Обшлага и оторочки петель даны красные, галстуки и чулки белые[8]. Сообразно с этим изменились цвета и офицерского обмундирования. (Рисунок № 8-й, 11-й и 12-й.). Адъютантам и штаб-офицерам даны сапоги с клапанами и медными шпорами.

Ценность и сроки обмундирования.


Все означенные предметы, вместе взятые, носили общее название мундир. Строился он от полка, но после вычитали у каждого из жалованья сумму, употребленную на обмундировку. Помещенная в приложении таблица (Приложение 44) показывает, сколько какого материала шло на обмундирование. Из нее видно, что расход превышал во всем армейское положение, изданное в 1720 году. Но если принять и его за среднюю ценность солдатского обмундирования, то увидим, что одежда фузелера стоила 4 рубля 28 копеек, а гренадера 5 рублей 35 3/9 коп. в год; следовательно рядовому младшего оклада оставалось на его продовольствие и прочие нужды только 7 рублей 72 коп.
Хотя Гвардия обмундировывалась по особым правилам, относительно количества и качества материалов, но сроки одежды, с 1720 года приняты были те же, которые положены для армии, а именно:

Шляпа полагалась — на 2 года.
Кафтан и камзол —3 --
Епанча — 3 --
Галстук — 1 1/2 --
Башмаков 2 пары — 1 --
Сапог 1 пара — 1 --
Чулок 2 пары — 1 --
Нижнего платья 2 перемены — 1 --

Гренадеры получали предметы своего обмундирования на те же сроки, исключая шапки, полагавшейся на 3 года. Сроки эти определялись только положением Военной Коллегии, в полку же они весьма часто изменялись; так например в 1719, 1721 и 1722 годах, следовательно в течение четырех лет, полк три раза обмундировывался во все новое[9].


ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Полковник А. В. Висковатов.
[2] Не только русские писатели, по и современные иностранцы, подтверждают это: Голландец Бреин, посещавший Россию в XVIII столетии, описывая торжественное возвращение Гвардии в 1702 году, говорит: «Il (le regiment de Preobrajensky) etait suivi de Semenovsky, aussi Garde de Sa Majeste, habillee de bleu, double de rouge».
Сукно подряжалось преимущественно в Амстердаме и Лондоне.
[3] Иногда Государь принимал на себя заботу о доставке в полк сукон. Так например, писал он от 8 октября 1705 года к англичанину Стельсу:
«Her!
«О сукнах на наши два полка писал я преж сего к вам и ныне подтверждаю, також и красных на камзолы.
Piter».

Входящие письма 15-го марта 1722 года.
[4] См. Военные действия: приложение № 26.
[5] Входящие письма 6-го марта 1721 года.
[6] Что в царствование Петра I нижние чины пудрили уже волосы, доказывается следующим письмом генерала Бутурлина к командиру полка:
«Благородный и высокопочтенный господин генерал-майор и кавалер другого ордена и Лейб-Гвардии майор!
Вчерашнего дня был я вверху у Государыни, и Она Государыня сказала, Лейб-Гвардии полков солдатам: волос мукою не сыпать и впредь того не делать»
и т. д.
Входящие письма за декабрь месяца 1725 года.
[7] В походе на гренадерские шапки надевай черный клеенчатый чехол.
[8] Бернгольц, описывая парад Гвардии, бывший в С. Петербурге на Царицыном дугу 25-го июля 1721 года, про Семеновский полк говорит: «Die beide Regimenter gehen grun gekleidet, Mit rothen Aufschlagen; die ersten haben rothe, die Semenovskischen aber blaue Kragen, vie auch zu mehereren Untershied, die ersten noch grune, die letzten aber blaue Mantel tragen».
[9] Другой причины этому быть не могло, как только то, что этим хотели возвратить полку обмундирование, на которое во время походов, вычитали у людей деньги, не присылая им мундиров.

История лейб-гвардии Семёновского полка 1683-1854. Часть I. Царствование Императора Петра Великого. 1683-1725.

Публикуется по изданию: История лейб-гвардии Семеновского полка 1683-1854. Часть первая. Царствование Императора Петра Великого. 1683-1725. Составил Лейб-Гвардии Семеновского полка штабс-капитан Карцов. - СПб, в типографии Штаба Военно-Учебных Заведений, 1852. Электронная версия взята с сайта adjutant.ru.