Карцов П.П. История лейб-гвардии Семёновского полка 1683-1854.

Внутренние учреждения

Неслужебный быт

Семейства нижних чинов. — Московская полковая и полковая инженерная школы. — Преимущества посещавших последнюю. — Положение о сиротах и об отставных.

Под заглавием «неслужебный быт» помещаем немногие сведения, сохранившиеся в делах архива, о семейной жизни чинов полка и о средствах, какие доставляло им правительство к приобретению умственного образования, в свободное от службы время.

Семейства нижних чинов.

Несмотря на то, что вступление в брак нижних Семеновских чинов делалось не иначе, как с разрешения начальства, число женатых было весьма значительно. Семейства их проживали в Москве не только во время походов, но и по переводе полка в Петербург. Делалось это из привычки ли к родине, или по недостатку помещения в новой столице, — решить трудно. Содержались семейства сами собою, кто как мог: оттого многие из них жили в большой бедности, иногда совершенно забытые мужьями и отцами, которые постоянно находясь в походах, отвыкали от семейной жизни. Последнее обстоятельство должно было обратить внимание начальства на положение солдатских семейств, и служило поводом, что у всех женатых приказано удерживать половину хлебного жалованья в пользу их жен и детей.
Дети нижних чинов мужеского пола, с 8-ми летнего возраста, записывались в списки полка, и считаясь малолетними, оставались на содержании родителей до 18 лет; потом, смотря по росту и способностям, поступали во фронт, в извощики, фельдшера, гобоисты и мастеровые. Самые неспособные отправлялись в матросы. 1 Впоследствии, нижние чины, не имевшие средств содержать сыновей при себе, обязаны были отдавать их на воспитание служащим в отставной Московской роте, с передачею права пользоваться отпускаемым им хлебом.

Московская полковая и полковая инженерная школы.

С 1721 года в Москве, в Преображенской слободе, учреждена для солдатских сыновей школа, в которой они под надзором начальника отставной роты, обучались чтению и письму. В то же время Государю угодно было учредить при полку инженерную школу, чтобы и служащим доставить возможность, в часы свободные от службы, приобретать полезные сведения (Приложение 53). Преподавателем в этой школе назначен унтер-лейтенант Гартуг, которому в помощь даны из главного фортификационного правления 3 кондуктора. Число учеников не определялось, потому что каждый желающий мог поступить в школу. В начале записались учениками 3 обер-офицера, 10 унтер-офицеров и 21 рядовых 2. Впоследствии, когда польза учреждения и выгоды, предоставленные учащимся, сделались для всех ясными, число желающих постоянно возрастало. Школа помещалась в одном из лучших домов, отведенных под постой полка.

Преимущества посещавших Инженерную школу.

Преимущества, данные ученикам инженерной школы, состояли в том, что офицеры, успешно обучавшиеся, баллотировались в чины прежде своих сверстников, хотя бы были и моложе их; те же, которые изучили более определенного, производились за отличие в следующий чин, обходя старших. Нижние чины увольнялись от караулов и домашней службы, и скорее повышались унтер-офицерские звания, против старших своих товарищей. В 1724 году программа школы, определенная Высочайшим Указом, значительно увеличена, и введено преподавание французского и немецкого языков. Тогда же определено:
1) Из обывательского дома перевести школу в казенный, для нее собственно построенный, на полковом дворе.
2) Учеников разделить на два класса, из которых во 2-й принимать вновь записывающихся, а в первом продолжать курс прежде начатый.
3) Собираться в классы в 6 часов утра, и заниматься до часу пополудни.
4) Покупать от казны нужные книги и инструменты для тех, кто не из дворян, а дворянам предоставить приобретение их на свой счет.
5) Дозволить каждому выбирать для себя из программы, какой-нибудь один предмет чтобы преимущественно заниматься им.
Плоды этого полезного учреждения вскоре обнаружились. Чрез три года по открытии школы, многие из нижних чинов, исключительно дворяне, отличавшиеся успехами, переведены были в разные места кондукторами 3.

Положение о сиротах и об отставных.

Не ограничиваясь заботами о детях лиц, состоящих на службе, Петр I обращал высокое внимание свое и на тех, отцы которых пали в сражениях, или оставили службу по старости и болезням. Высочайшая милость к вдовам и детям убитых в 1700 году под Нарвою, была распространена и на сирот, оставшихся после убитых при Лесной и
под Полтавой. Всем им отпускался окладной хлеб и шло жалованье, которое полк получал сначала из Преображенского, а потом из Монастырского Приказа.
Чины полка, выбывшие за ранами и старостью, в тех случаях, когда не могли нести службы в отставной роте, и не имели средств содержать себя, отправляемы были в монастыри на полное содержание, или получали пенсию (Приложение 54). Кроме официальных пособий, чины полка нередко имели счастие лично пользоваться милостями Государя, по частным своим просьбам. Одни просили его крестить детей, другие — на именины к себе, третьи — помощи в тяжебных делах, и т. п.
Жизнь и деяния Великого Монарха свидетельствуют, до какой степени простиралось его милостивое внимание ко всем такого рода просителям.


ПРИМЕЧАНИЯ

[1] В 1820 году, из числа солдатских сыновей поступили в матросы 112 человек.
[2] Первыми записавшимися в инженерную школу были:
Каптенармус:
князь Петр Прозоровский,
князь Роман Горчаков.
Рядовые:
князь Дмитрий Макулов,
Федор Сабуров
Михаил Пущин
Алексей Полубояринов.
[3] Адмирал граф Сиверс первый просил о назначении к нему лучших по успехам учеников полковой инженерной школы. Входящие письма за 1725.

История лейб-гвардии Семёновского полка 1683-1854. Часть I. Царствование Императора Петра Великого. 1683-1725.

Публикуется по изданию: История лейб-гвардии Семеновского полка 1683-1854. Часть первая. Царствование Императора Петра Великого. 1683-1725. Составил Лейб-Гвардии Семеновского полка штабс-капитан Карцов. - СПб, в типографии Штаба Военно-Учебных Заведений, 1852. Электронная версия взята с сайта adjutant.ru.