Карцов П.П. История лейб-гвардии Семёновского полка 1683-1854. Часть вторая.
Глава XXII. Полковыя церкви.
Церкви Семеновской слободы в Москве. — Походная церковь. — Постоянныя полковыя церкви в Петербурге. — Заведывание ими. — О полковом празднике.
Церкви Семеновской слободы в Москве.
Из статьи о помещении полка видно, что церкви его находились в разных местах Москвы и Петербурга; по этому и описание их разделяем на две части, и скажем сначала о церквах московских.
В начале описываемаго периода существовала еще церковь, построенная в московской Семеновской слободе, в самом начале царствования Петра Великаго, но в 1725 г. пришедшая уже в ветхость. Полагая, что Император Петр II оставит полк навсегда в Москве, начальство его в 1727 г. ходатайствовало о возобновлении старой церкви, а потом, когда увидели, что перестройка обойдется слишком дорого, — о построении новой. Вскоре последовало на это Высочайшее разрешение, с тем, чтобы выстроить новую церковь на счет сборов и экономических средств полка. Но так как накопление этих сумм требовало времени, то работы могли начаться только в 1730 году. План и размеры новаго храма были теже, как и в прежней церкви, но место выбрано другое. Полуверстою ближе к Преображенской слободе, был холм, возвышавшийся над всею городскою частию за р. Яузою; на нем-то и заложили каменную церковь во имя того же праздника — Введения во Храм Пресвятыя Богородицы, с пределом Св. Иоанна Воинственника. Два года продолжалась постройка, под надзором начальника московской команды, и наконец, в 1732 г., церковь, к общей радости жителей слободы, была освящена в присутствии остававшагося в то время в Москве командира полка, подполковника Ушакова. Получив донесение об окончании постройки и освящении, Императрица повелела полковому священнику Алексию Соколову, во внимание к отличной службе и старанию его при сборах на сооружение храма, производить ежегодно, покуда он будет при Семеновском полку, по 100 рублей добавочнаго содержания, из следуемаго Ея Величеству, по званию полковника, жалованья[1]. В тоже время Императрице угодно было Всемилостивейше даровать в новую церковь несколько риз и сосудов (Приложение 54). К сожалению время истребило это драгоценное достояние полковой церкви, и свидетельство о нем сохранилось только на бумаге. Самыя же вещи, будучи без надписей, вошли со временем в разряд других старых вещей; сначала оне были переделаны, а потом, по незнанию кем пожертвованы, вероятно и проданы[2].
Выстроенная в 1732 г, церковь существует доселе, и поныне хранятся в ней некоторые предметы, пожертвованные старыми Семеновцами, с обозначением имен их и времени прежняго служения в полку. С устройством слободы в Петербурге и особенной в ней церкви, церковь московская могла только в половину называться полковою. Хотя во время пребывания своего в древней столице, чины полка по прежнему усердно в ней молились, за то по уходе их в Петербург вновь делались главными прихожанами жители слободы, — люди большею частию бедные, немогшие поддерживать то благолепие, которое дано было при построении. Чрез несколько лет начальство нашло возможным пожертвовать в московскую церковь принадлежавшую полку землю по р. Хопиловке, с тем, чтобы земля эта отдавалась в аренду и доход употреблялся на украшение Храма Божия. Этот участок был единственною уцелевшею в Москве собственностию полка, после перехода земель его в посторонния ведомства и распродажи в частныя руки. По мере застроения слободы фабриками и заводами, средства церкви все более увеличивались, так что, сравнивая описи московской и петербургской церквей за 1762 г., видим, что первая была несравненно богаче. Вскоре, с уничтожением отставной роты и после продажи полковых строений, церковь московская совсем отошла от полка и сделалась обыкновенною приходскою церковью, которая существует доселе, уже зависит от местнаго духовнаго начальства[3].
Походная церковь.
Первая, устроенная в Петербурге в 1718 году, полковая церковь была походная. Неизвестно, из каких средств была она построена; но есть данныя, доказывающия, что иконостас этой церкви состоял из четырех отдельных рам, обтянутых белым атласом. Царския врата, равно как и боковые входы в алтарь, состояли также из натянутаго на планки атласа, на котором изображены были святыя иконы. Об утвари походной церкви знаем только то, что она была очень простая. Так наприм. паникадила и подсвечники были железные, крест над царскими вратами — деревянный. В 1737 году походная церковь значительно украсилась тем, что в нее было передано из Московской церкви несколько образов, сосудов и риз. Достойно замечания, что в числе этих образов два: Спаса Нерукотвореннаго и Знамения Божией Матери, были при полку под Лесным и Полтавой[4]. Что касается до риз, то те из них, которыя пожалованы были церкви Анною Иоанновною, сделались с того времени постоянною ея принадлежностью. При Петре Великом походная церковь сопровождала полк в походах последних годов Северной Войны; но в турецкую кампанию при Анне Иоанновне не была взята, по неимению еще в то время другой церкви в Петербурге для остававшихся от похода чинов полка. Она была разбита на одном из дворов Морской улицы, и на этом месте, как ближайшем к расположению полковаго штаба (где ныне дворец Ея Императорскаго Высочества Великой Княгини Марии Николаевны), походная церковь оставалась до 1742 года, когда приступлено к заложению церкви в слободе. До этого времени священнодействие совершалось в походной церкви каждое воскресенье, сначала лицами приходскаго духовенства, по приглашению полковаго начальства, а с 1737 г. — священниками московскими, на том основании, что Духовное Правление уведомило канцелярию полка, что Святейший Правительствующий Синод разрешил: «приезжать в Петербург для исправления в полку Семеновском треб, из московской солдатской слободы священникам церкви Введения во Храм Богородицы, очередуясь погодно»[5]. В последствии походная церковь разбивалась иногда во дворце[6], в лагере, и при ремонтировке постоянной церкви, в саду полковаго госпиталя. В 1788 году, по случаю выступления полка в шведскую кампанию, для походной церкви сделан был новый намет, большаго против прежняго размера.
Постоянныя полковыя церкви в Петербурге.
С приступлением к постройке слободы, начальствовавший полком, принц Люнебургский, предписал распорядителю работ капитану Полозову, прежде разбития улиц, иметь в виду, что посреди слободы предполагается устроить полковую церковь. В следствие этого, в 1741 г., место, где ныне пересекаются Средний Проспект и 3-я рота Семеновской слободки, было огорожено, выравнено и засеяно хлебом. За тем предварительно исходатайствовано позволение об открытии в обеих столицах подписки, на постройку полковой церкви (Приложение 55). Хотя менее нежели в месяц собрали сумму достаточную для приступа к работам, но поездка Императрицы в Москву, а потом поход полка в Финляндию были причинами, что исполнение должны были отложить на три года. Между тем сбор денег постепенно возрастал, — частию от добровольных приношений, частию от того, что доходы с бань и полковаго моста, на время, назначены были в пользу церковной суммы, и при раздаче жалованья чины полка приглашены к пожертвованиям, по средствам и желанию каждаго. В начале 1745 г. план новой церкви был утвержден Императрицею Елисаветою Петровною, а вслед за тем последовало разрешение С. Петербургскаго Архиепископа — «на построение в Семеновской солдатской слободе деревянной церкви, на каменном фундаменте, в честь праздника Введения во Храм Пресвятыя Богородицы.» Июня 1-го происходила закладка. В тот же день приказом по полку объявлено, что все чины полка могут содействовать работам доставкою материалов и присылкою к строению собственных мастеровых и лошадей. Желающих явилось столько, что строитель церкви, капитан Полозов, донес г.г. полковым штабам о не надобности вызывать подрядчиков ни для каких работ, исключая живописных. От этого постройка шла так успешно, что в том же году, 19 ноября, в достопамятный день Нарвской битвы, водружен был крест. Следующие два года употреблены на внутреннюю отделку и приобретение новых образов, утвари и риз. Освящение церкви происходило в 1748 году, накануне полковаго праздника, в присутствии Императрицы Елисаветы Петровны и Их Императорских Высочеств. По окончании священнаго обряда, Великий Князь Петр Федорович удостоил принять приглашение начальствовавшаго полком, графа Апраксина, к столу, вместе с знатнейшим духовенством и всеми офицерами полка[7].
С тех пор Семеновцы имели собственную свою церковь и ежедневно могли присутствовать при богослужении, в храме, воздвигнутом их усердием, во имя Пресвятой Охранительницы полка во дни мира и Заступницы его в тяжкия времена брани.
По перестройке слободы в 1764 г., полковая церковь была перенесена на новое место и во многом переделана. Ее поставили в передней улице слободы, называвшейся тогда Большою Загородною, на том месте, где ныне находится площадка перед станциею Царскосельской железной дороги. План и размеры церкви оставлены прежние, и переделка заключалась в увеличении числа окон и высоты колокольни, в уничтожении высокаго крыльца и наконец, в устройстве хор. В таком виде церковь существовала до 1843 года.
Заведывание ими.
Все описанныя церкви, не исключая и московских, состояли в непосредственном ведении полковаго начальства. Каждый раз, когда нужно было производить поправку, покупать книги, переделывать утварь, заказывать ризы и т. п., священники испрашивали разрешения г.г. полковых штабов. Даже самое назначение священников зависело большею частию от начальствовавшаго полком генерала, без представления котораго духовное ведомство не утверждало определения их к месту[8]. Прислугу при церкви, кроме причетников, составляли: 1 унтер-офицер и 14 рядовых — люди испытанной честности, старослуживые, и по большей части участники битв при Лесной и Полтаве. Кроме того к церкви наряжался в будни унтер офицерский, а в большие праздники — офицерский караул. Церковныя суммы хранились в полковом казенном ящике. О приходе и расходе их старший священник ежемесячно представлял отчет, сначала г.г. полковым штабам, а в последствии командиру полка. Бывали такие случаи, что при недостатке денег, на какие либо предметы полковаго хозяйства, употребляли на это церковную сумму, которую потом возвращали с причитающимися процентами[9]. В 1754 г. состоялось определение г.г. полковых штабов, чтобы непосредственное заведывание церковными суммами, надзор за прислугою, чистотою и порядком во время служения подчинить одному из фронтовых офицеров. Определение это утверждено было высшим начальством, и с тех пор постоянно до 1772 г., смотрителями церкви, по выбору всего общества, бывали офицеры, которые, подобно всем начальникам хозяйственных управлений, сменялись ежегодно. С 1772 года полковые командиры стали поручать надзор за церковью казначею или квартермистру. Но перемену эту нельзя назвать удачною; потому что лица эти, за сложностию своих обязанностей, обыкновенно не имели времени следить за церковным порядком так, как те, которые почти добровольно принимали на себя этот труд и были выбраны по известной офицерам любви к церковному благолепию.
Приход полковой церкви состоял из народонаселения всего пространства города, заключающагося ныне между Чернышевым переулком, Разъезжею улицею и Обуховским проспектом. Кроме собственных прихожан, Семеновская церковь посещаема была постоянно лицами, жившими в других частях города, что видно из списков вкладчиков. Причиною этому вероятно было то, что с 1750 г., при церкви постоянно были певчие, из детей нижних чинов, особенно известные в городе во время командования полком графа Шувалова. Тогда они имели отдельное помещение в одной из ближайших к церкви связей слободы, где и обучали их ежедневно. Граф иногда лично приезжал слушать певчих и на свой счет нанимал им учителей.
О полковом празднике.
В заключение еще заметим, что с устройством постоянной церкви в Петербурге, день полковаго праздника стали праздновать несравненно торжественнее прежняго. В царствования Императриц Анны Иоанновны и Елисаветы Петровны, офицеры полка в 6 часов, накануне этого дня, обыкновенно собирались во дворец, и с вечера поздравляли Ея Величество, как полковника своего, с праздником. На утро Императрица слушала литургию в полковой церкви, и за тем офицеры удостоивались приглашения во дворец на бал. На другой день они приглашаемы были к обеду, а нижним чинам, по распоряжению Гофмаршала, приготовлялось в это время особое угощение. Императрица Екатерина II редко приезжала в полковую церковь в день самаго праздника, но чаще бывала накануне у всенощной, где и принимала поздравление офицеров.
ПРИМЕЧАНИЯ
[1] Исходящий журнал, книга № 13.
[2] В старой деревянной церкви, до 1747 г. ежегодно отправлялась служба: 2-го октября (день взятия Нотебурга), 19-го ноября (день Нарвской битвы), 27-го июня (в память Полтавской битвы) и 28-го сентября (день сражения под Лесной). В 1747 г. она за совершенною ветхостию была продана и куплена сержантом Преображенскаго полка Третьяковым, давшим обет построить в Преображенской слободе церковь, на собственный счет. Входящия письма полковаго архива, книги № 168 и 174.
[3] Дела полковаго архива за 1784 год.
[4] Образа эти находятся ныне в большой полковой церкви, впереди престола. Как драгоценные памятники незабвенных для полка дней, они украшены золотыми ризами, на которых находится следующая надпись: Сей святый Образ построен во дни благочестивыя державы, при царе Государе Петре Алексеевиче и при сыне его Государе Цесаревиче Всея России, а по обещанию полку Семеновскаго в 1705 году. К сожалению неизвестно, чем было вызвано благочестивое обещание Семеновцев того времени? Были ли поводом к тому Нарвская битва, штурм Шлюссельбурга, память о падших под Лесным, или наконец, благодарение за чудное спасение обожаемаго Монарха под Полтавою и Прутом — это остается для нас тайною.
[5] Входящия письма, книга № 92.
[6] Приказы по полку, 1-го апреля 1756 года, книга № 7, втораго отделения.
[7] Все лица высшаго духовенства, приглашенныя на освящение от имени полка, получили богатые подарки. Входящия письма, книга № 233.
[8] Из дел полк. архива за 1759 год.
[9] Входящия письма, книга № 215.
История лейб-гвардии Семёновского полка 1683-1854. Часть II. 1725-1796.
Публикуется по изданию: История лейб-гвардии Семеновского полка 1683-1854. Часть вторая. Составил Лейб-Гвардии Семеновского полка штабс-капитан Карцов. 1854. Оцифровка текста, html-вёрстка - Тимур Белов. Особая благодарность Максиму Борисову за предоставление книги. При использовании текста ссылка на эту страницу обязательна.